30.05.2024
1. Никогда не сообщайте никому, даже
сотрудникам банка, свои подтверждающие пароли из СМС, ПИН- и CVV-коды
от банковских карт. Банк никогда не обращается с такими
просьбами к своим клиентам. Не пишите ПИН-код на самой карте.
Если все же хотите записать его на всякий случай, не храните эту
запись в кошельке, а держите дома. Не стоит использовать в
записке слова вроде «пин-код», пусть это будут просто четыре цифры, записанные
в укромном месте.
1. Если вам позвонили (или написали)
«из банка» и у вас возникли малейшие подозрения в том, что
вам говорят, лучше ответить, что вам сейчас неудобно разговаривать,
и перезвонить на горячую линию банка, а лучше наведаться
в отделение.
1. Используйте только официальные банковские
приложения из магазинов App Store, Google Play, Windows Store. Старайтесь
не скачивать финансовые приложения, которые могут получить доступ
к вашим данным (планировщики бюджета, приложения для онлайн-торговли
и прочее) со сторонних ресурсов.
1. Используйте антивирус на телефоне
и на компьютере и регулярно обновляйте его. Некоторые банковские
приложения (например, «Сбербанк Онлайн» для Android) имеют встроенный
бесплатный антивирус.
1. Не переходите по сомнительным
ссылкам на незнакомые интернет-ресурсы: мошенники могут заразить ваш
компьютер или телефон вирусом и украсть личные данные.
1. Переводите деньги только тем получателям,
которые вам известны. Всегда проверяйте реквизиты операции в СМС
от банка с подтверждающим паролем.
1. Подключите сервис СМС-информирования
(«мобильный банк»), чтобы всегда быть в курсе всех операций. Подключайте
сервис только на свой номер телефона.
1. Если вы получили оповещение
об операции, которую не совершали, позвоните в банк
и заблокируйте карту. В случае потери карты также сразу
ее заблокируйте. Номер контактного центра банка лучше сохранить
в телефоне.
1. Если вы сменили номер мобильного
телефона, не забудьте позвонить в банк и сообщить об этом,
чтобы ваши данные не попали новому владельцу номера.
1. Для входа в зоны самообслуживания
отделений банков не нужно вводить ПИН-код карты.
1. Информации, указанной на карте,
достаточно, чтобы совершить с ее помощью покупку в интернете.
Поэтому старайтесь не передавать свою карту в чужие руки
и не выпускайте ее из виду при оплате покупок. В магазине
самостоятельно вставляйте карту в терминал, в кафе позовите официанта
с переносным ридером либо сами подойдите к кассе и расплатитесь.
Безопасность
при бесконтактных платежах
Самая очевидная опасность при пользовании
бесконтактной картой — ее потеря. Если она попадет в руки
злоумышленника, тот сможет беспрепятственно совершать покупки
до 1000 рублей, пока владелец ее не заблокирует (при
покупках свыше этой суммы нужно обязательно вводить пин-код).
Несколько платежей подряд на мелкую сумму заставят
сработать защитные системы банка, и тот может автоматически заморозить такие
операции как подозрительные до подтверждения их легитимности.
Как правило, операция блокируется после трех
совершенных подряд операций на сумму, не требующую пин-кода.
Финансовое
мошенничество в соцсетях
«Сотрудники банка», пишущие в личных сообщениях
Стать жертвой кибермошенников можно
не только в интернет-магазине или снимая деньги в банкомате.
Мошенники могут использовать в своих целях и соцсети — например,
представляться сотрудниками банка и предлагать поучаствовать в опросе
банка за вознаграждение и призы, а после «опроса» попросить
данные карты «для перевода денег», пароль от онлайн-банкинга или другие
данные. Если бы эти люди были настоящими сотрудниками, у них
и так были бы все необходимые реквизиты для перевода.
Банки никогда не запрашивают
конфиденциальные данные в соцсетях. Максимум, что может запросить
сотрудник банка, — только Ф.И.О., дату рождения или номер телефона,
и то только в том случае, если клиент сам обратился
с проблемой.
Если же кто-то от имени банка просит
предоставить номер карты, скан паспорта или пароль от онлайн-банкинга — это
мошенник.
Кроме того, банки никогда не предлагают
призы или подарки в личных сообщениях. Когда вас зовут поучаствовать
в играх с призами через личку, помните, что приз тут — ваши
деньги и его хочет получить мошенник.
«Легкий заработок» с тяжелыми последствиями
Еще один вид мошенничества с картами
через соцсети — дроперство. Мошенник публикует в соцсети объявление
или пишет в личку, предлагая заработок за «залив» (или «обналичку»).
Он просит номер карты, чтобы через нее перебросить деньги на другую
или снять с нее поступившие средства в банкомате, и обещает
за это заплатить.
Таким образом киберпреступники хотят найти
дропера — того, кто даст свою карту для отмывания незаконных денег
за небольшие комиссионные. Мошенник не хочет засвечиваться перед
службой безопасности банка и полицией, поэтому ищет наивного человека,
который хочет легко заработать и не думает о последствиях.
А последствия будут — банки следят
за законностью денежных переводов и могут временно или навсегда
отказать дроперу в обслуживании. Полиции тоже будет трудно объяснить,
почему чьи-то «грязные» деньги прошли через вашу карту или карту вашего
ребенка. А уголовную ответственность за соучастие в отмывании
денег никто не отменял.
Мошенник пишет в личку или публикует
объявление, в котором обещает, что поможет получить кредит
на льготных условиях — даже если вы в черном списке банков.
Конечно, ни с каким кредитом он помогать не собирается. Ему
нужны только персональные данные — скан паспорта, СНИЛС, ИНН и др.
Обладая такой информацией, можно, например,
зарегистрировать на ваше имя электронный кошелек и вывести через него
незаконно полученные деньги. А можно оформить кредитную карту
в каком-нибудь нетребовательном банке, а потом вам придется
доказывать, что вы тут ни при чем, либо расплачиваться
по кредиту, который вы не брали.
Любые подозрительные или слишком заманчивые
предложения в соцсетях нужно игнорировать. Еще лучше — пожаловаться
на пользователя администрации социальной сети и отправить сообщение
в официальную группу банка.
Ложный друг
Мошенники могут взломать страницу вашего
знакомого или друга вашего ребенка в соцсети и вступить в переписку.
Иногда они не сразу просят денег, а пытаются вовлечь в диалог.
«Друг» отвечает на сообщения коротко и
неинформативно и довольно быстро просит о помощи (или просто взаймы), указывая
реквизиты карты для перевода.
В таком случае лучше связаться с отправителем
сообщения по другим каналам (смс, телефон, другие соцсети)
и уточнить, действительно ли ему нужны деньги. Или задать
в переписке вопрос, ответ на который может знать только друг, чтобы
проверить, действительно ли это он.
Внезапные
выигрыши и интернет-лотереи
Если вдруг вы оказались миллионным
посетителем незнакомого сайта или получили письмо о выигрыше
в лотерее, не спешите радоваться. Скорее всего это не что иное,
как еще один из видов мошенничества с целью получить ваши персональные
данные или деньги. Чтобы не стать его жертвой, соблюдайте простые правила.
1. Невозможно выиграть приз в лотерее,
в которой вы не участвовали. Акции, в которых приз получает
миллионный посетитель сайта, иногда действительно проводят крупные компании.
Но информация о таком розыгрыше публикуется заранее
и ее можно проверить по официальным источникам.
1. Любые просьбы «организаторов лотереи»
об оплате налога или внесении иной суммы денег ДО получения
приза — признак мошенничества. Все налоги и сборы выигравший платит
сам ПОСЛЕ получения приза.
1. Тщательно проверьте всю информацию
о розыгрыше в интернете: сведения о компании-организаторе,
официальные правила розыгрыша, имена и телефоны отправителей сообщения.
Иногда мошенники создают целые сайты с именами «победителей» — проверяйте
адрес сайта и реквизиты компании-организатора.
1. Письма с ошибками или явно переведенные
автоматическим переводчиком — еще один признак мошенничества. Проверьте
e-mail, с которого пришло уведомление: организаторы лотерей
не используют бесплатные почтовые сервисы, а пользуются доменом
компании, которая проводит розыгрыш.
Игры
со встроенными покупками
Многие бесплатные приложения предлагают
совершать покупки в процессе игры, чтобы открыть новый уровень, увеличить
скорость персонажа, получить редкие артефакты. К сожалению, детские
игры — лидеры среди таких приложений.
Дети могут даже не подозревать, что игровая
валюта — это реальные денежные средства, да и сами взрослые нередко забывают,
что конвертируют виртуальные деньги в реальные.
Проблема в неконтролируемой трате
средств: покупки во время игры кажутся особенно соблазнительными,
а связь с реальными деньгами — неочевидной. Объясните ребенку,
что на внутриигровые покупки тратятся реальные деньги и их сумма
должна быть адекватной удовольствию от игры и возможностям семейного
бюджета. Постарайтесь договориться, что если он захочет что-то купить
во время игры, пусть сначала обратится к вам.
Лучшее средство защиты
от чрезмерных игровых трат — по возможности не привязывать
банковскую карту к устройству, на котором играете вы или
ребенок. Если карта привязана, настройте функцию ограничения покупок.
Инструкции для этого есть как для телефонов на Android, так и для устройств
Apple.
Платные
подписки
Платные
(и условно бесплатные, затем переходящие в платные) подписки
в приложениях на смартфонах тоже могут стать причиной
незапланированных финансовых трат. Вовремя отключать или изменять платную
подписку, если она вам больше не нужна, помогут опять же инструкции
для Android и Apple.
Не лишним будет также проверить статус
подписок и платных услуг у мобильного оператора. Даже 100 рублей
в месяц на ненужную услугу, о которой
вы и не подозревали, за год превращаются
в 1200 рублей, а в масштабах всей семьи это уже несколько
тысяч.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 17.06.2024
Дата обновления: 18.06.2024
Дата публикации: 30.05.2024